В любом интернет-магазине основным бизнес-процессом является доставка товара покупателю. Построить процесс доставки можно с помощью своей курьерской службы или внешней. Рассмотрим их по отдельности.
Собственная курьерская служба. Это «классический» подход к доставке товаров у интернет-магазинов. Зачастую бывает так, что молодой предприниматель сам развозит товар клиентам. Утром принимает заказы по телефону, а вечером везет покупателям. Иногда образовываются маленькие семейные бизнесы — жена в роли менеджера, муж в роли курьера.
Но при росте количества заказов один человек уже не справляется и приходится прибегать к найму курьеров. Некоторых это сильно пугает — ведь придется доверить дорогостоящий товар незнакомому человеку. А там ведь всякое бывает — может, он пропадет с товаром или с выручкой. И такое, к сожалению, иногда происходит, если брать с улицы первого попавшегося человека, готового работать курьером.
Я не буду сейчас останавливаться на тонкостях подбора персонала, скажу лишь, что не надо кидаться на любого, кто готов на тебя работать. Можно перестраховаться и узнать у своих знакомых и родственников, не нужна ли подработка кому-то из их сыновей, дочерей, племянников. Первым человеком, которого я нанял, был студент. Во второй половине дня он развозил заказы клиентам и получал полную стоимость доставки в тот же день. Доставка тогда стоила 300 рублей, и он, отвозя 4-5 заказов, получал 1200-1500 рублей. Для него это были очень приличные деньги. Когда заказов стало больше, мне даже не пришлось самому искать новых сотрудников — наш курьер привел своих друзей-студентов, которые работали так же успешно.
В чем плюсы собственной курьерской службы? Плюсы в оперативности — появляется возможность привезти заказ клиенту уже сегодня или даже организовать срочную доставку, что-то вроде «Привезем за 3 часа». С ростом числа заказов придется выделять доставку в отдельный логистический процесс, нанимать сотрудников на должности «менеджер логистики» и прочие. Но если правильно организовать весь процесс, то польза от этого будет, особенно если количество заказов примерно постоянно или имеет тенденцию роста и можно примерно спрогнозировать, сколько сотрудников понадобится в конкретный момент.
К минусам собственной курьерской службы можно отнести то, что приходится тратить время на наем и обучение сотрудников, на подготовку сопроводительных документов, ну и, естественно, финансовые затраты на зарплату работникам и налоги.
Доставка курьерскими компаниями. Сейчас на рынке очень много компаний, которые предоставляют услуги логистики, в том числе работают по специальным тарифам «Интернет- магазин». Суть в том, что ты передаешь в компанию товар, а она осуществляет доставку.
Чтобы курьерская служба смогла доставить заказ клиенту, необходимо отвезти товар на склад компании ну и, естественно, предоставить адрес, время доставки и контактные данные клиента. Некоторые компании могут сами забирать товар с твоего склада. У одних это является дополнительной платной услугой стоит дополнительных денег, другие (при определенных объемах) осуществляют это бесплатно.
Стоимость доставки зависит от веса и габаритов товара, а также объема заказов, которые интернет-магазин готов передать в курьерскую службу. Чем больше заказов, тем дешевле доставка. Это естественно, если рассматривать определенный регион или город, например Москву. Если доставка будет производиться в другой регион, то ее стоимость будет рассчитываться с учетом удаленности региона. Также есть компании, которые готовы забирать товар со склада поставщика, — это удобно, если ты работаешь по модели «на заказ».
При выборе курьерской компании необходимо обратить внимание на следующие моменты:
Временной интервал доставки заказов. У разных компаний разные интервалы доставки. Кто-то доставляет только на следующий день, кто-то — только до 19:00, а у кого-то есть и вечерние или даже ночные доставки.
Различается ли стоимость доставки в зависимости от зоны доставки внутри крупных городов. Например, в Москве некоторые курьерские службы устанавливают разные цены на доставку в пределах Садового кольца, Третьего транспортного кольца и от Третьего транспортного до МКАД. Также в зависимости от зоны могут отличаться временные промежутки, в которые курьерская служба доставляет заказы.
Совершает ли курьер контрольный звонок клиенту непосредственно в день доставки и/или за 30-60 минут до доставки.
Осуществляет ли компания услуги по кассовому сопровождению (если нужно). Некоторые компании могут пробивать кассовые чеки от лица своей компании, но берут за это небольшой процент от суммы чека. В некоторых случаях это может оказаться выгодным, чтобы не содержать свой кассовый аппарат.
Как происходит обмен данными между интернет- магазином и курьерской компанией. Вариантов, в общем-то, два. Первый — это электронная документация типа excel-файла или иного формата. Второй — личный кабинет на сайте компании. Этот вариант более удобный, так как в большинстве случаев в личном кабинете можно увидеть финансовую сторону взаимоотношений между курьерской компанией и интернет-магазином, отправлен заказ или нет и прочие удобства.
Логистический рынок в России все еще развивается, и от модели службы доставки зависит многое. Есть недобросовестные компании, которые работают из рук вон плохо, поэтому к выбору нужно отнестись со всей ответственностью. Но это не значит, что так работают все, и размер компании далеко не показатель ее добросовестности.
Не стоит сбрасывать со счетов и самую большую российскую логистическую компанию «Почта России». Зачастую начинающие интернет-бизнесмены с нее и начинают, но, к сожалению, добиться высокого сервиса не всегда получается, поскольку инновации до «Почты России» доходят с опозданием.
Совет: наверное, у всех случаются накладки в работе, поэтому рекомендую выбрать несколько компаний и протестировать их на небольших объемах, определив, какая из компаний тебя наиболее удовлетворяет.